Алматы, 2 мкрн., д. 40г
(ул. Куанышбаева между ул. Мате залка и ул. Правда)
+7 (727) 385 53 15
+7 (747) 686 98 77
+7 (705) 905 93 00
 
Детско-юношеский клуб, который нравится ребятишкам и родителям!

Наказание или бессмысленное унижение?

Можно ли воспитывать детей, не наказывая? Педагоги, психологи и родители не единодушны в этом вопросе. Одни считают, что наказание неприемлемо в принципе, а другие уверены, что оно является панацеей от многих проблем в поведении ребенка. Большинство из нас воспитывались методом кнута и пряника, и никто не видит в этом ничего плохого. Но ведь и наказание наказанию рознь. Давайте разберемся с самым древним воспитательным методом, чтобы не навредить растущему человеку.

Задачи наказания

Итак, наказание – воспитательный метод, направленный на коррекцию нежелательного поведения. Другими словами, наказанию всегда предшествует проступок – любая нежелательная активность ребенка, которая может выражаться в действии, бездействии или словах.

Задачи наказания:

  1. коррекция нежелательного поведения;
  2. профилактика нарушений поведения;
  3. контроль над соблюдением личностных границ;
  4. поддержка авторитета родителей.

Эти задачи редко учитываются при наказании ребенка: акцент делается на том, чего делать нельзя, и лишь изредка – на том, как следует поступить. Родителям зачастую не хватает времени, знаний и сил на корректировку детского поведения, и они используют методы, которые унижают ребенка и не решают поставленных задач (игнорирование, лишение удовольствий, крики и оскорбления, физическое наказание).

Рассмотрим некоторые типичные ситуации непослушания детей и ответного поведения родителей. Без сомнения, многим мамам и папам знакомы эти сценарии.

Ситуация
Ошибки
Правильные выражения

Ребенок баловался за столом и перевернул тарелку с обедом.

– Ты бестолковый! Сколько раз тебе говорили: не вертись!

– У тебя руки-крюки.

– Выйди из-за стола – будешь есть один после всех.

– Это случилось, потому что ты неправильно ведешь себя за столом. Встань и убери за собой.

– Это случилось, потому что ты неправильно ведешь себя за столом. Встань и убери за собой.

– Придем домой, и ты на всю жизнь запомнишь, как не выполнять домашнее задание.

– Неуч, бестолковый, глупый… (Далее – оскорбления в том же духе.)

– Вообще забудешь, что такое прогулка.

– Домашние задания нужно выполнять. Объясни причину своего невыполнения.

(Далее нужно провести работу по ликвидации причины: проверка дневника, контроль за записью, изменение в режиме дня.)

– Сегодня мы выполним вчерашнее задание, а потом и сегодняшнее.

Ребенок не хочет убирать игрушки.

– Бессовестный, ты не любишь своих родителей!

Не нужно кричать – нужно начать уборку вместе с ребенком. В следующий раз предупредите ребенка перед игрой, что, если он не будет убирать игрушки, он больше не получит их.

Ребенок не слушается маму

– Ты мне сегодня не нравишься.

– Ты плохая невоспитанная девочка.

– С такими, как ты, никто не дружит! Дети не будут с тобой играть.

– Мне не нравится, как ты себя ведешь.

– Ты хорошая девочка, но твое поведение заставляет думать другое.

– Если ты будешь так себя вести, то дети с тобой не будут дружить.

Из примеров видно, что ошибкой является осуждение ребенка, а не его поступка. Своими словами родители обижают и запугивают детей вместо того, чтобы разобраться в ситуации.


© 2018 Все права защищены — Тигруля — Детско-юношеский клуб, который нравится ребятишкам и родителям!


Гимн ДК Тигруля

Размер аудио файла: 5,13 МБ


СКАЧАТЬ