Алматы, 2 мкрн., д. 40г
(ул. Куанышбаева между ул. Мате залка и ул. Правда)
+7 (727) 385 53 15
+7 (747) 686 98 77
+7 (705) 905 93 00
 
Детско-юношеский клуб, который нравится ребятишкам и родителям!

Сенситивные периоды развития ребенка от рождения до 6 лет: когда чему учить

Современные родители стараются развивать своего малыша буквально с пеленок, но, оказывается, для развития того или иного навыка есть определенное время. Что такое сенситивные периоды развития и для чего они нужны?

Сенситивный (сензитивный) период — это отрезок времени, наиболее благоприятный для развития у ребенка того или иного навыка, умения или психологического качества. В психологию понятие ввел Лев Семенович Выготский, но более подробно суть этого явления изложила итальянский психолог Мария Монтессори. Итак, для развития определенной способности малыша есть правильное время, для каждого ребенка оно может быть индивидуально, так как эти периоды не имеют четких границ и наслаиваются один на другой, у какого-то малыша заканчиваются резко, а у другого — продолжаются длительное время. Какие же сенситивные периоды развития существуют?

istock-936409248_01

Сенситивный период развития речи: от 0 до 6 лет

  • 0-4 месяца — ребенок реагирует на речь, обращенную к нему, поворачивает голову в сторону звука, сам начинает издавать звуки.
  • 1-1,5 года — ребенок прислушивается к вашему разговору, начинает произносить первые слова.
  • 2-2,5 года — в речи нарастает словарный запас, ребенок словами и эмоциями способен выражать свои требования и желания.
  • 2,5-3 года — ребенок проговаривает свои мысли и действия.
  • 3,5-4 года — ребенок может осознанно употреблять речь.
  • 4-4,5 года — в этом возрасте ребенок с помощью речи и коммуникации может решить свои проблемы самостоятельно.
  • 5 лет — появляется интерес к буквам, ребенок может неожиданно начать писать, идеально время для того, чтобы начать читать.
istock-508581798

Сенситивный период восприятия порядка: от 0 до 3 лет. Для ребенка порядок — это часть его жизни, причем порядок во всем: во времени, в отношениях, в среде, в которой он находится. Вот почему для малыша так важно в первый год жизни установить четкий режим, так как определенная последовательность действий — режим — дает ребенку чувство защищенности и уверенности, помогает идентифицировать себя в этом мире.

Ребенок понимает и знает, что после завтрака нужно идти на прогулку, что игрушки лежат в коробке около кроватки, на кухне посуда, а в шкафу его одежда. Любое изменение привычной для ребенка обстановки или режима ведет к его негодованию, потому что нарушается привычный порядок.

Именно поэтому психологи рекомендуют в период от 0 до 3 лет не менять кардинально место жительства, внешность (да, если мама обстригла волосы — это тоже нарушение привычного порядка).

Кроме того, порядок должен быть и в общении с ребенком, все запреты и воспитательные моменты строго согласованны между родителями и последовательны. К примеру, если малышу что-то нельзя, то это нельзя всегда, независимо от ситуации или условий. От того, в какой среде будет жить ребенок до 3 лет, зависит какой и будет его последующая жизнь.

istock-613772666

Сенситивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет. Сенсорное развитие — это основа для мышления, богатого словарного запаса, математического восприятия. Познание мира на ощупь развивает зрительное, чувственное и особенно тактильное восприятие окружающего, поэтому так важно с раннего возраста знакомить ребенка с материалами разных текстур, форм и цветов.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет. Речь живет на кончиках пальцев, поэтому нужно поощрять интерес ребенка к мелким предметам. А малыша после года так и тянет к пуговицам, крошкам, зернышкам каши и мелким деталькам. Предоставьте ребенку возможность под вашим присмотром нанизывать бусы на нитку, собирать части пазла или конструктора, перебирать крупу, лепить из теста. Поощряйте любой вид деятельности, который стимулирует развитие чувствительности кончиков пальцев и мелкой моторики.

istock-936817244

Сенситивный период движений и действий:  от 1 до 4 лет. У ребенка умственное развитие идет параллельно с физическим, поэтому нельзя запрещать ребенку двигаться, так как это скажется на развитии его мозга. Задача родителей — обеспечить максимальную безопасность ребенку и дать волю его движениям, а это благотворно скажется как на его здоровье, так и на интеллекте.

Сенситивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет. Постепенно ребенок учится всему новому и к году уже умеет пить из чашки, к двум — самостоятельно есть, а к трем — одеваться. Не пропустите стремление к самостоятельности своего малыша, не стремитесь все сделать за него, будьте терпеливее. Если постоянно пресекать инициативу ребенка и лишать его самостоятельности, то он вырастет несамостоятельной личностью, которая всегда будет нуждаться в вашей помощи и опеке, но уже в более серьезных вопросах, чем застегивание пуговиц.

Сенситивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет. Это возраст идеально подходит, чтобы обучить малыша правилам коммуникации со взрослыми, коммуникативным навыкам общения со сверстниками, умению договариваться, просить, меняться, уметь подождать и потерпеть. Поэтому не ограничивайте круг общения ребенка только семьей, если он не ходит в сад, то постарайтесь обеспечить ему общение с детьми другим способом: детские площадки, спортивные секции, развивающие занятия.


© 2019 Все права защищены — Тигруля — Детско-юношеский клуб, который нравится ребятишкам и родителям!


Гимн ДК Тигруля

Размер аудио файла: 5,13 МБ


СКАЧАТЬ